Музей МОУ гимназии города Нерехты Костромской области

Главная » Файлы » Мои файлы

Поисковая экспедиция
[ Скачать с сервера (92.5 Kb) ] 26.02.2010, 02:43
Отзыв об участии в поисковой экспедиции

по местам боев 234-ой Ярославской коммунистической дивизии

в Смоленскую область.

В августе 2005 года я с поисковой группой из Волгореченска (туристический клуб «Азимут», руководитель Тимофеев Александр Валентинович) ездил по местам боевой славы 234-ой Ярославской коммунистической дивизии. Целью нашей экспедиции было побывать на местах сражений Великой Отечественной войны под г.Смоленском, произвести там раскопки и поухаживать за памятниками нашим землякам.

Отправной точкой нашего путешествия стал г. Волгореченск. Там нас ознакомили с правилами поведения в различных местах и с правилами техники безопасности, помогли собрать рюкзаки.

Сначала до г. Нерехты мы ехали на автобусе, затем на электричке до Ярославля и на поезде до Москвы. Этот путь показался мне долгим. Но в Москве нас ждала очень интересная, увлекательная и познавательная экскурсия в Центральный музей Вооруженных сил. Увидеть сразу столько техники мне не приснилось даже во сне! Самолеты, вертолеты, пушки, «Катюши», танки, огромное количество разного оружия и военной техники. Увиденное в этот день меня потрясло.

Потом был путь на поезде в г. Смоленск. Время пролетело быстро. И вот перед нами место ожесточенных сражений и главное место обороны города – Смоленская крепость. Она очень высокая. С ее стен видны окрестности города. Еще я видел Спас - Преображенский храм. У него интересная история. Во время наступления Наполеона (Отечественная война 1812 г.) на Смоленскую крепость он подвергся ожесточенному обстрелу из орудий. Большое пушечное ядро застряло, не разорвавшись, в стене алтаря. Оно до сих пор находится там. Так город страдал от вражеских нападений как в Отечественной войне 1812г, так и в Великой Отечественной войне.

После экскурсий в Смоленске мы отправились на турбазу. По пути мы видели могучий Днепр. Он действительно могучий. По сравнению с реками нашего города Днепр очень широкий. Через Днепр мы шли по мосту. Он казался таким длинным. Идти было очень трудно с туго набитыми рюкзаками. На турбазе мы готовили обед на костре, пели песни, вообще было весело.

Следующим утром мы с автовокзала г. Смоленска поехали в неизвестном направлении. И приехали мы в какую - то маленькую деревню. Справа от нас была братская могила, заросшая и неубранная. Александр Валентинович сказал, что мы придем и приберемся на ней. Потом мы пошли по грунтовой дороге. Вскоре мы оказались на небольшой поляне, где и разложили палатки. Я впервые раскладывал палатку в походе, это было увлекательное занятие. После этого мы развели костер. Возле нашей поляны был старый заброшенный, полуразрушенный дом. Все с удовольствием там лазали. Девушки нашей группы готовили обед. Среди нас был очень хороший юноша Александр, который отлично играл на гитаре, и поэтому мы очень часто сидели вечером возле костра и пели песни.

На следующий день взрослые мальчишки отправились на братскую могилу, которая находилась за десять километров от нас, а мы (кто младше) пошли тоже на братскую могилу, только она находилась совсем близко. Мы вырывали сорняки, вскапывали клумбу и протирали памятник от придорожной пыли.

После этого мы побрели в лес, который вырос за многие годы на месте большого поля сражений. Именно там мы собирались отыскать наши первые трофеи. После долгого плутания по лесу мы обнаружили частичку от ящика с боеприпасами, но эта находка не составляла практически никакой ценности. И вскоре мы вернулись в наш лагерь. Поздно вечером возвратились взрослые ребята, которые, к нашему удивлению, нашли русские окопы, в которых нашли гильзы от неизвестного мне оружия и даже звено от гусеницы танка. Это нас всех потрясло и воодушевило на новые поиски.

Я сразу сдружился с взрослыми парнями и везде ходил с ними. На следующий день мы все разбились на три группы и вошли в лес. Я с мальчишками сразу наткнулся на воронку, оставшуюся после взрыва мины. В ней лежала гильза от снаряда «Катюши», эта находка нас потрясла, ведь мы никогда не видели так хорошо сохранившиеся снаряды. В этой же воронке мы увидели ещё кусочки бронированного стекла «Катюши», видимо там стояла боевая машина. В то время, когда мальчишки отдыхали, мне хотелось отличиться и это мне удалось. Неподалеку от воронки я нашел еще одну гильзу от снаряда «Катюши». Я был безумно рад и «прыгал выше сосен». Еще один юноша очень долго копал обвалившийся окоп и нашел в нем монету 1941 года выпуска. Этот день был полон находкам. Все были очень довольны и усталые легли спать. Ночью в палатке очень холодно, но приходилось терпеть и думать о тех солдатах, которые были в окопах даже зимой.

На следующий день нам предстоял долгий путь. Мы долгое время шли по лесной тропинке, которая была вся мокрая от прошедшего дождя, и по пути нашли каску, которая просто лежала на земле. Затем оказались на каком-то месте, где располагались окопы, и мы долгое время искали что-нибудь, но ничего кроме гильз от автоматов не нашли, и пошли обратно. Обратный путь был очень трудный, уже болели ноги, хотелось пить, болела спина, и полил ливень, который был очень некстати.

И так пролетели полторы недели. За это время мы собрали целый военный арсенал. Теперь нам предстоял путь домой. Так грустно было разбирать палатки, собирать рюкзаки. Наш обратный путь был очень скучный, потому что нам не хотелось уезжать, хотелось дальше ходить по лесу и искать находки. На обратном пути в Москве мы побывали в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе и катались по кругу в метро. Здорово!

Но все хорошее когда-нибудь кончается, и через сутки мы уже стоим на вокзале в городе Нерехта. И вот я иду домой, и все то, что было под Смоленском осталось в моем воспоминании на долгие годы.

Смирнов Олег, учащийся 8 класса

МОУ гимназия г. Нерехты Костромской области.